Досудебное урегулирование споров

В гражданском праве досудебное урегулирование споров - один из самых важных инструментов разрешения споров без подачи искового заявления в суд. Процедура досудебного урегулирования споров в гражданском процессе обязательна в случае, если способ подобного порядка разрешения зафиксирован в договоре. Другие случаи обязательного урегулирования спора до суда регулируются законом.

В каких случаях досудебного урегулирования споров претензия обязательна

Претензионный порядок урегулирования спора подразумевает направление обращения к одной из сторон в форме претензии или выполнение других действий, направленных на решение спора без подачи иска в суд.

Претензия направляется контрагенту в письменном виде. При отказе стороной от выполнения обязательств можно решать спор в суде. Положения об обязательном претензионном порядке регулируются несколькими законодательными нормами. Например, в статье Гражданского Кодекса, регулирующей процесс возврата денежных займов, ссылки на необходимость претензионного порядка урегулирования конфликта нет.

Споры, требующие обязательного разрешения в досудебном порядке, связаны с:

  • ограничением прав (сервитутом) на земельный участок или недвижимость;
  • изменениями или расторжениями договоров;
  • обязательным заключением договора;
  • расторжением договора об аренде, найме или выселении;
  • грузо- и пассажирскими перевозками;
  • договорами о выплате алиментов;
  • выплатами по ОСАГО;
  • туристическими путевками.

Как отправляется претензия в рамках досудебного решения конфликта

Порядок урегулирования споров подразумевает направление претензии контрагенту в письменном виде. При вручении документа лично он должен быть передан в руки уполномоченному лицу, который, в свою очередь, на втором экземпляре обязан поставить свою подпись, указать должность, Ф. И. О., дату. При отправке по почте письмо необходимо сопроводить описью вложенной документации, определением ценности, уведомлением о вручении. Сроки ответа или реакции на письмо определяется со дня получения претензии контрагентом при личном контакте или с даты получения письма по почте.

Что делать после отправки претензии

На рассмотрение претензии выделяется срок, по истечении которого должны быть выполнены обязательства. Если реакция контрагента на претензию не последовала, сроки истекли, можно подавать документы в суд. Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора в таком случае считается выполненным.

Если при разрешении споров претензия не выполнена

Для подачи иска, связанного с неудовлетворением претензий, необходимо:

  • составить заявление о том, что попытка самостоятельного досудебного решения конфликта была предпринята;
  • представить доказательства выполнения порядка претензионных требований (претензию, квитанцию об отправлении с подтверждением оплаты, отметку о получении заказного письма контрагентом или представителем ответчика).

Как правило, несоблюдение данных требований являются причиной для отказа в принятии иска или оставления его без рассмотрения.

Какие существуют альтернативные пути урегулирования спора в досудебном порядке

Претензионный порядок досудебного урегулирования спора может быть заменен медиацией.

Этот процесс регулируется законом РФ от 27.07.2010г. No1939-ФЗ, который позволяет решить конфликт во внесудебном порядке в рамках соблюдения норм ГК РФ. Для этого необходимо обоюдное согласие всех конфликтующих сторон.

В качестве примиряющей стороны выступает третье лицо - медиатор, т.е. посредник, не имеющий отношения ни к истцу, ни к ответчику, ни к судьям. Медиаторы организовывают все условия для досудебного (внесудебного) урегулирования спора без подачи иска в суд.

Данный вариант досудебного урегулирования применяется в случае оговорки в письменном договоре до момента возникновения конфликта или уже после него. Результат, достигнутый в процессе медиации, закрепляется соглашением, которое называется медиативным.

Подводя итоги, можно сказать, что процесс разрешения спора в досудебном порядке может носить как обязательный, так и добровольный характер. Обязательное разрешение споров до суда предусмотрено в законе и предусматривает направление претензии в письменном виде контрагенту. Добровольное урегулирование конфликтов может быть выполнено в виде медиации.

Заказать услугу
  • 11

    лет на рынке

  • 170

    видов услуг

  • 60+

    крупных партнеров

  • 100%

    надежность услуг