Акции

 

Новости
Главная >> Полезная информация >> Обучение и повышение квалификации персонала

Обучение и повышение квалификации персонала

Качество работы персонала – один из наиболее важных и требующих внимания аспектов деятельности любой организации. Охарактеризовать сотрудников можно по множеству критериев, но наиболее значимым зачастую является именно уровень квалификации. Кроме того, в современном мире экономические, технологические и другие условия труда постоянно меняются, и для любых предприятий и фирм важно, чтобы сотрудники обладали соответствующим уровнем квалификации. Поэтому первостепенными задачами, решение которых позволит достичь максимальной производительности труда, считаются обучение и повышение квалификации персонала.

При проведении обучения предприятие получает перспективный кадровый резерв: сотрудников высокой квалификации с четкой мотивацией. При этом снижается текучесть кадров, предотвращаются ошибочные назначения персонала на те или иные должности. В целом коллектив омолаживается, для самой компании формируется позитивный имидж, повышаются гибкость и открытость инновациям. Повышение квалификации позволяет получить дополнительное профессиональное образование. Программы повышения квалификации направлены на обновление и усовершенствование теоретических знаний и практических навыков сотрудников. Повышение уровня квалификации предусматривается при изменении требований к компетенции специалистов, необходимости расширения профессиональных обязанностей сотрудников и освоения ими новейших методов решения производственных задач.

Преимущества повышения квалификации

Обучение и повышение квалификации персонала должны проводиться регулярно и с правильным планированием, чтобы обеспечить эффективную деятельность компании на рынке. Благодаря качественной подготовке кадров компания сможет сохранить конкурентоспособность и стабильность на рынке, добиться успеха и признания в бизнес-сфере. Для сотрудников предусматриваются явные преимущества при прохождении обучения, такие как: гарантия сохранения рабочего места, открытие новых карьерных перспектив и возможность повышения в должности, улучшение самооценки и мотивации и т. д.

Для самой компании с повышением профессионализма и квалификации персонала обеспечиваются оптимальные условия для развития по следующим направлениям:

  1. Подбор сотрудников и кадровая расстановка. Работники со способностями и образованием стремятся набирать новый опыт и проходить обучение в соответствующей сфере. В результате участия в программах обучения или повышения уровня квалификации улучшается мотивация сотрудников, они видят для себя перспективы на рабочем месте. Как следствие, в компании формируется собственный высокопрофессиональный штат специалистов и одновременно существенно снижается текучесть кадров.
  2. Использование новых технологий, оборудования, инструментов. Для компаний, оснащенных современной техникой, важно иметь в штате работников соответствующей квалификации, которые умеют ее правильно эксплуатировать. Значительно увеличивается эффективность труда благодаря организации обучения особенностям использования определенной техники на производственных площадках компании.
  3. Качество услуг и продукции. Проведение обучения сотрудников непосредственно влияет на уровень качества предоставляемых компанией слуг или конечного продукта. Особенно актуально повышение квалификации для работников, которые напрямую взаимодействуют с людьми, а также для лидеров компании и управляющих отделами.
  4. Выявление будущих руководителей и управляющих персоналом специалистов. В процессе повышения квалификации можно увидеть, как проявляют себя сотрудники, определить потенциальных лидеров и управленцев, обеспечить карьерный рост перспективным кадрам компании.
  5. Возможность для компании оперативно и действенно реагировать на изменение обстоятельств деятельности. При повышении квалификации сотрудники получают возможность лучше и точнее понимать актуальные условия рынка и требования клиентов.

Особенности обучения персонала

Своевременное направление кадров на программы повышения квалификации способствует повышению уровня их теоретических знаний, практических умений и навыков. В результате роста уровня квалификации расширяется диапазон профессиональных возможностей работников. Так, при обучении работников на производственном предприятии могут осваиваться навыки эксплуатации нового или более сложного с технической точки зрения оборудования, инструментов. В большинстве случаев такая подготовка персонала осуществляется очно, тогда как для освоения теории оптимально подходят дистанционные программы.

Период трудовой деятельности в среднем достигает 40-45 лет, и за это время сотрудники около 4-5 раз проходят обучение или переподготовку. В сферах производства и промышленности повышение квалификации должно организовываться порядка 6-8 раз с учетом того, что за все время трудовой деятельности сотрудник меняет профессию 3-4 раза. При этом обучение и повышение квалификации персонала могут проводиться как в самой компании или на производстве, так и в образовательных учреждениях. К формам обучения, переподготовки и повышения уровня квалификации относятся:

  • лекции и семинары;
  • групповые тренинги;
  • конференции;
  • мастер-классы;
  • индивидуальные и целевые стажировки;
  • производственная практика;
  • деловые игрыи т.д.

Только при обеспечении системного подхода к кадровым вопросам обучение и повышение квалификации персонала демонстрируют высокие результаты. Важно заранее установить цели и методы обучения каждого работника. Повышение квалификации необходимо организовывать таким образом, чтобы гарантировать безусловную успешность его результатов вне зависимости от каких-либо обстоятельств (отсутствие мотивации или дефицит времени у обучаемого и т. д.). Независимо от выбранной образовательной программы для персонала и способа получения новых знаний обучение планируется в соответствии с несколькими базовыми принципами:

  1. У обучаемого сотрудника должен быть интерес в получении полезных для работы знаний и навыков.
  2. Важно, чтобы работник сразу же начал применять их на практике, что позволит закрепить результат.
  3. Обучать работников рекомендуется в процессе профессиональной деятельности для более эффективного закрепления полученных знаний. Особенно актуально это требование, если изучаемый материал достаточно сложный и объемный.
  4. Полученные сведения должны осмысливаться и анализироваться обучаемыми. Для этого разрабатываются соответствующие вопросники, задания и тесты.
  5. Обучение должно проводиться по методологии, максимально заинтересовывающей обучаемых и разнообразной. В таком случае усваивается максимум информации.
  6. Предоставляемые сведения должны быть приближены к фактической сфере работы сотрудника, актуальным проблемным ситуациям. Работник должен впоследствии использовать приобретенные знания в своей профессиональной деятельности.

Формирование квалифицированного штата работников – одна из первостепенных задач для успешного развития и эффективности любого предприятия. Повышение профессионального мастерства и расширение компетенций положительно отразится как на самих сотрудниках, так и на компаниив целом.